Тест «Познание» Объективная реальность, данная в сознании человека, это. Материя, сознание

Пишу книгу. Можно сказать, уже написала. Основные понятия в ней - это субъективная и объективная реальность. Но во всем тексте так и не смогла дать определение, что такое субъективная и объективная реальность. Почему?

Вообще, говорить о каких-то первичных понятиях – дело неблагодарное. Когда пытаешься дать такому понятию определение через другие, то сразу возникает проблема, что те, другие, тоже надо объяснять. Например, общепринятым определением объективной реальности является следующее. Объективная реальность – весь материальный мир, существующий независимо от нашего сознания и первичный по отношению к нему. Вроде бы все понятно, за исключением того, что теперь надо дать определение, что есть материя и что такое сознание. Идем дальше, воспользуемся самым популярным определением материи, который дал еще Ленин: материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Итак, мы объяснили объективный мир через материю, а материю через объективный мир. Вам это ничего не напоминает? А мне, например, сразу вспоминаются сепульки из рассказа С.Лема. Герой космического рассказа «Звездные дневники Ийона Тихого» ищет в энциклопедии информацию о сепульках. И нашел следующие краткие сведения: «Сепульки» - важный элемент цивилизации ардритов с планеты Энтеропия (см. Сепулькарии). Найдя новое слово, прочитал: «Сепулькарии – устройства для сепуления сепулек (см. Сепульки)». Примерно также мы объясняем материю и объективный мир. Хотя, в принципе, это все понятно, поскольку первичные понятия по определению сами по себе не могут быть объяснены через другие категории, иначе они уже не будут первичными.
Еще хуже обстоит дело с определением субъективной реальности. Считается, что человеческая субъективная реальность это познанная реальность. Ощущённая, осознанная и объяснённая. И можно добавить, что к ней еще относится все, что человек чувствует, о чем догадывается и что помнит.
Со времен платоновских «Парменид» считается, что рационально понять нечто – значит, это нечто определить. Или указать некую границу на то, что этим нечто не является. В противном случае это нечто вообще нельзя рационально помыслить, ибо для того, чтобы быть в качестве предмета мысли, надо хоть от чего-то да отличаться. Одна из важнейших функций сознания как раз и состоит в том, что оно всему полагает мысленные пределы, все рационально проясняет и упорядочивает посредством системы понятийных определений.
Но сразу возникает вопрос: что является иным относительно самого сознания, т.е. то, что нам так хочется назвать объективной реальностью? Если физическая, биологическая и социальная реальности, которые вроде бы должны иметь внешние границы от самого сознания, всегда даются сквозь призму ощущений и осознавания его самого, т.е. сознания. Они в некотором смысле сами есть лишь постольку, поскольку существуют в нашем сознании. Более того, сознание, которое всему должно полагать границы, само, в принципе, не имеет внешних границ и, стало быть, тоже не может быть определено стандартным рациональным способом. Так как же объяснить, что есть сознание?
Методологическая наука предлагает нам, чтобы понять и объяснить, что есть сознание, надо его изучить. Но можно ли изучить сознание? Самым непреодолимым препятствием в изучении сознания является нахождение объективных методов его исследования. Какие бы совершенные приборы и строгие методики ни использовались, никогда не удастся устранить факта имманентной включенности особенностей внутреннего мира ученого в содержание получаемого им о сознании знания. Это касается и его эмоционально-психических состояний, и черт его личной биографии, и его базовых ценностно-интеллектуальных предпочтений, и, наконец, специфики его национально-культурного окружения.
С другой стороны, если нельзя взглянуть на сознание извне как на целостный предмет (или рассмотреть его как вещь среди других вещей) и нет необходимых логических средств для его определения-осмысления, то, может быть, целесообразнее поглубже погрузиться в эту уникальную «предметность», дабы ее изнутри созерцать, переживать и посильно описывать? Избрать, так сказать, альтернативную стратегию исследования сознания. Из такого альтернативного изучения вытекают многочисленные медитативные и мистические способы непосредственного погружения в поток сознания, получившие наибольшее развитие на Востоке. Однако и им, в свою очередь, присущи те же принципиальные трудности, т.е. неустранимая личная окрашенность медитативного знания-опыта, зависящая от культурно-национального контекста, религиозно-конфессиональной принадлежности адепта, вех его собственной биографии и т.д.
Что еще можно сказать о сознании? По мнению М.Мамардашвили, содержание сознания – это единственное, что нам известно и в чем мы можем быть уверены. Только благодаря этому содержанию мы знаем о существовании вещей. Хотя знать, каковы вещи на самом деле, если знаем о них только то, что известно нашему сознанию, мы не можем. Из этого следует неутешительный вывод, что разграничить между собой объективную и субъективную реальность практически невозможно. А тем более пытаться создать концепцию объективной модели объективной реальности, которая позволила бы абстрагироваться, насколько это возможно, от влияния присущего нам мироощущения. Как пишет А.Петров в статье «Моделирование субъективной реальности»: «Для создания концепции модели реальности, свободной от влияния сознания человека, мы должны отбросить все лишнее и оставить то, чего мы отбросить не можем» (). Он предлагает отбросить расстояния, размеры, физические свойства, бесконечности, вложенность объектов, удельные характеристики и т.п. (рассматривая их как производные, а не как самостоятельные элементы мироздания), принимая во внимание чувственно-геометрическую специфику результатов работы системы ощущения и человеческую природу системы понятий и системы осознания реальности.
В результате останется только факт неоднородности реальности (иначе исчезает предмет труда) и время (иначе теряются "процессы", "события", "начала" и т.д., оставляя себя без необходимого инструментария), от которых отказаться нельзя. Хотя вполне можно было бы еще отбросить и время, и факт неоднородности, так как они тоже есть суть субъективные ощущения. Значит, чтобы получить отдельно объективную реальность нужно отбросить все! Но тогда получается, что объективный мир не существует. И в этом смысле, когда мы говорим о существовании объективного мира, то нужно подразумевать, что он есть исключительно в самом сознании, и существует только лишь благодаря сознанию, а вне его объективного мира нет.

E. конечная субстанция, первооснова всего существующего

12. Что такое атрибут материи (определение)?

A. Свойства, которые всегда и везде присущи всей материи и любым материальным объектам

B. Все, что существует вне человеческого сознания

C. Это реальность, существующая в нашем сознании, мышлении, воображении

D. Другой вариант ответа

E. «Вещь в себе»

13. Эмпирическое познание опирается на методы:

A. анализа, синтеза, обобщения

B. индукции, дедукции, абстрагирования

C. наблюдения, описания, эксперимента

D. идеализации, моделирования, аксиоматизации

E. математизации, формализации, аналогии

14. Укажите высшую форму движения материи:

A. биологическая

B. механическая

C. социальная

D. химическая

E. физическая

15. Как называется в гносеологии знание, не соответствующее своему предмету не совпадающее с ним?

A. ложью

B. ошибкой

C. заблуждением

D. истиной

E. дезинформацией

16. Укажите противоположный диалектике метод:

A. индукция

C. метафизика

D. дедукция

17. Какое из перечисленных понятий обладает наибольшей степенью общности?

A. Индивид

B. Человек

C. Индивидуальность

D. Субъект

E. Личность

18. Основанная К. Марксом историческая форма материализма есть:

A. догматический материализм

B. вульгарный материализм

C. метафизический материализм

D. диалектический материализм

E. наивный материализм

19. Данное положение выражает сущность материалистического понимания истории:

A. общество есть сумма индивидов

B. история общества определяется элитой

C. общественное бытие определяет общественное сознание

D. общество и его история зависят от воли Бога

E. развитие личности зависит от великой личности

20. Под источником «положительного» знания в позитивизме понимается:

B. искусство

D. философия

E. религия

21. Представитель французского экзистенциализма XX века?

B. Вольтер

D. Хайдеггер

22. Архетипы, согласно, К.Г. Юнгу, являются:

A. личностным бессознательным

B. сверхличностным бессознательным

C. бессознательным

D. коллективным бессознательным

E. мировым бессознательным

23. Сторонники, какого подхода считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией?

A. реляционный подход

B. субстанциональный подход

C. позитивистский подход

24. Какой характер носили в казахской философии основные категории пространства?

A. онтологический

B. аксиологический

C. религиозный

D. сакрально-символический

E. антропоцентрический

25. Наука, согласно Шакариму Кудайбердиеву, предлагаемая для введения в систему образования:

A. Наука о справедливости

B. Наука о совести

C. Наука о жизни

D. Наука о добре

E. Наука о человеке

Вариант 2.

1. Какие философские школы относятся к сциентическому направлению развития современной философии ХХ века?

A. «Философия жизни», экзистенциализм, персонализм, психоанализ

B. Позитивизм, неопозитивизм, философия науки, структурализм

C. Эмпиризм, рационализм, сенсуализм

D. Номинализм, реализм, субъективный идеализм

E. Буддизм, христианство, ислам

2. Какое из приведенных определений характеризует герменевтику, являющуюся одной из основных течений философии ХХ в.?

A. философия индивидуально-человеческого бытия

B. философия истолкования, понимания текстов

C. философия структурных оснований культуры

D. философия бессознательного

E. философия языковой реальности

3. Кто из представителей философии ХIХ века считается родоначальником позитивизма (позитивной науки)?

B. О. Райхенбах

C. З. Фрейд

D. Д. Дьюи

A. Ф.Ницше

B. С.Кьеркегор

D. А.Шопенгауэр

E. Ж.П.Сартр

5. Архетип по К.Юнгу:

A. синоним рационального

B. набор гипотез

C. доопытные идеи, элемент бессознательного

D. синоним бессознательного

E. законы формальной логики и формы мышления

6. Кто из казахских мыслителей утверждал, что исконной религией казахов был шаманизм?

A. Ы. Алтынсарин

B. А. Кунанбаев

C. Ч. Валиханов

D. А. Яссауи

E. Ш. Кудайбердиев

7. В каком своем труде Ш. Кудайбердиев приводит 5 аргументов в пользу материализма?

A. «Каноны мусульманства»

B. «Три истины»

C. «Следы шаманства у киргизов»

D. «Слова назидания»

E. «Кудатку билик»

8. Основное место в философии В. Соловьева занимает:

A. Идея всеединства

B. Проблема первоосновы мира

C. Проблемы логики

D. Проблема космоса

E. Проблема жизни и смерти

9. Представителями какого направления были русские философы Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский?

A. интуитивизм

B. космизм

C. неокантианство

D. иррационализм

E. гегельянство

10. В каком понятии конкретизируется понятие «бытие»?

A. Сущность

B. Движение

C. Материя

D. Субъективная реальность

E. Пространство

11. Какой формой бытия является существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира:

A. материальное бытие

B. идеальное бытие

C. человеческое бытие

D. социальное бытие

E. феноменальное бытие

12. Каково философское понятие пространства и времени?

A. Пространство и время – это представления, присущие человеку от рождения, они ему даны до всякого опыта

B. Пространство и время субъективны, так как воспринимаются каждым человеком по-своему

C. Пространство и время – формы бытия движущейся материи

D. Другой вариант ответа

E. Пространство и время – это философские абстракции

13. Какие важнейшие характеристики движения (т.е. присущие всем формам движения)?

A. Изменчивость

B. Устойчивость

C. Первые две характеристики

D. Другой вариант ответа

E. Социальность

14. Основные формы чувственного познания:

A. рассудок, разум, дух

B. понятие, суждение, умозаключение

C. интуиция, память, воображение

D. ощущение, восприятие, представление

E. гипотеза, идея, теория

15. Как называется форма рационального мышления, с помощью которой что-либо отрицается или утверждается?

A. суждение

B. понятие

D. умозаключение

16. Гуманистическая философия высшей ценностью считает:

A. общество

B. природу

C. человека

D. технику

E. социальную группу

17. Сторонники, какого подхода считали, что пространство и время связаны с материей и являются особыми отношениями между материальными телами?

A. реляционный подход

B. субстанциональный подход

C. позитивистский подход

D. субъективно-идеалистический подход

E. объективно-идеалистический подход

18. Как называется философская концепция о закономерности и обусловленности явлений мира?

A. Релятивизм

B. Агностицизм

C. Детерминизм

D. Рационализм

E. Гилозоизм

19. Представители славянофильства в России XIX в.:

A. Хомяков А.С., Киреевский И.В.

B. Илларион, Филофей

C. Нил Сорский, Максим Грек

D. Ломоносов М.В., Радищев А.Н.

E. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г.

20. В русской философии идея сочетания единства и свободы многих людей на основе их общей любви к Богу и абсолютным ценностям:

A. Религиозность

B. Соборность

C. Историософия

D. Всеединство

E. Коллективизм

21. Научное познание – это:

A. преобразование материальных систем

B. чувственное отражение действительности

C. накопление эмпирических фактов

D. совокупность практических знаний

E. отражение действительности в ее существенных закономерностях и отношениях

22. Что является принципиальным в процессе познания?

A. наличие способности к познанию

B. наличие предмета познания

C. необходимо наличие субъекта и объекта познания

D. наличие средств познания

E. наличие абсолютного самопознания

23. «Позитивные» науки, согласно позитивизму, опираются на:

A. априорные знания

B. дедуктивные методы

C. интуицию

D. факт наблюдения и эксперимента

E. умозаключения

24. Аналитическая философия подвергла анализу:

B. чувства

C. интуицию

25. К какому субъективно-идеалистическому философскому направлению, сложившемуся на рубеже XIX и XX вв. относятся Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон?

A. Экзистенциализм

B. Психоанализ

C. Позитивизм

D. «Философия жизни»

E. прагматизм

Вариант 3.

1. Основатель герменевтики:

C. Шлейермахер

2. Что включает понятие "сверх - я" по З.Фрейду?

A. сферу сознания

B. нормы общества, воспринятые человеком

C. слой бессознательного

D. материальные объекты

E. идеальное и материальное

3. Основатель экзистенциализма, датский философ, автор книг «Страх и трепет», «Или – или»:

A. С. Кьеркегор

D. А. Тойнби

E. О. Шпенглер

4. Вторая историческая форма позитивизма - махизм - это то же самое, что и:

A. объективный идеализм

B. субъективный идеализм

C. материализм

D. эмпириокритицизм

E. неопозитивизм

5. В неопозитивизме центральное место занимает проблема:

C. познания

ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж»

На тему: Материя, сознание.

По дисциплине: Основа философии.

Выполнил: студент 132гр.

Проверил: Преподаватель

Владивосток

Понятие материи – это основное понятие материализма. Оно выражает сущность материалистического мировоззрения, признания объективной реальности мира, его существования независимо от сознания людей. Понятие материи выработалось материализмом на протяжении всей истории его развития.

Материя – объективная реальность, данная нам в наших ощущениях. Материя всегда находится в движении, нет и не может быть материи, лишенной движения, нет и не может быть «чистого», нематериального движения, не связанного неразрывно с той или иной формой материи. Каждый отдельный вид материи находится в движении и благодаря нему обнаруживает свое существование. Движение есть форма бытия материи.Оно так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя.

Движение, при котором на основе старого возникает новое, низшее заменяется высшим, простое – сложным, называется развитием. В ходе развития из неорганической материи возникает органическая с присущей ей особой, высшей формой движения, причем сама живая материя в свою очередь претерпевает различные переходы от одного состояния к другому. Непрерывно развивается и изменяется также и человеческое общество. Развитие общества есть естественноисторический процесс, в котором происходит смена одной общественно – экономической формации другой. Например, процесс развития капитализма с необходимостью приводит его к гибели, к возникновению новой, коммунистической формации.

Движение материи подразделяют на виды:

Механический (едет машина, поезд)

Физический (движение молекул, атомов)

Химический (химические реакции)

Биологический (изменения человека через несколько лет)

Социальный (войны, революция)

Идеалисты

Основной вопрос философии заключается в том, что первично. Идеалисты считают что сознание, материалисты что материя.

Идеалистическая трактовка вопроса о пространстве и времени наиболее ярко выражена в кантианской и махистской философии. По Канту, пространство и время не существуют объективно, независимо от сознания, а являются лишь априорными(данными до опыта и независимо от опыта) формами нашего чувственного созерцания.

Многие философы – идеалисты и отдельные естествоиспытатели отрицали и отрицают обьенктивную реальность времени и пространства только потому, что естественно – научные представления о них носят относительный, изменчивый характер и со временем претерпевают крутую ломку Например,многие продолжают в вопросе о времени и пространстве являются чистыми, лишенными обьективного содержания понятиями.

Пространство и время не только объективны, но и абсолютны в том смысле, что являются обязательными, основными, всеобщеми формами существованиями движущейся материи. « В мире нет ничего, - говорил Ленин, - кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Любая из частиц материи, буть то звезда или электрон, обязательно существует в пространстве и времени. Пространство и время присущи всем видам и состояниям материи как неотъемлемые формы ее бытия. Вместе с тем пространсчтво и время относительны в том смысле, что их свойства определяются конкретными видами и состояниями движущейся материи.

В мире совершается постоянное изменение

Движущейся во времени и пространстве материи. В этом всеобщем процессе изменения каждая отдельная форма существования материи одинаково преходяща, в нем ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи. Во вечно существующей, ни один из ее атрибутов не может погибнуть. Пространство и время как неотъемлемые формы существования материи так же вечны и бесконечны, как и сама материя.

Материалисты.

Диалектический материализм признает бесконечность материи во времени и в пространстве. Материя – это обьективная реальность, которая не имеет пределов, которая бесконечна как в смысле неисчерпаемости количественного и качественного многообразия своих состояний и превращений. Пространство и время, будучи всеобщими коренными формами существования материи, так же неисчерпаемы в количественном и качественном и многообразии своих свойств, как сама материя. Они бесконечны, так как выражают бесконечное многообразие форм и превращений движущейся материи, бесконечную последовательность протяженностей материальных объектов и длительностей идущих один за другим материальных процессов. Но вместе с тем отдельные состояния материи и связанные с ними конкретные свойства пространства и времени ограниченны, конечны. При этом бесконечное и конечное диалектически связанны друг с другом, так что бесконечное существует и проявляются лишь в конечном, через конечное.В то же время конечное есть частичка бесконечного, неисчерпаемого в своем многообразии материального мира.

Положение диалектического материализма о вечности и бесконечности во времени и пространстве находит свое подтверждение в современной астрономии, которая на основе научных наблюдений и исследований показывает, что во Вселенной происходит бесконечный процесс созидания и разрушения отдельных звезд и звездных систем, но нет границ для Вселенной в целом. По мере расширение пределов научного познания все более и более

Анашкина Эльвира Адольфовна

учитель обществознания

ГБОУ СОШ с.Кашпир


Тест «Познание»

1. Объективная реальность, данная в сознании человека , это:


2. Процесс преобразования и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется:

1) познание, 2) знание, 3) истина, 4) воображение.


3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить:

  1. мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.

4. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить:

1)мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.


5. Субъект познания - это:
8. Выберите правильный ответ:

А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение –это формы рационального познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.


9. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей, называется:
10. Общественный чувственно – наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти :

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.


11. Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явления объективного мира называется:

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.


12. Выберите правильный ответ:

А. Ощущения, восприятия и представления существуют как самостоятельные и независимые формы чувственного познания.

Б. Ощущения, восприятия и представления можно рассматривать как последовательные этапы чувственного познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.


13. Определение « Осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных связей» относится к понятию:

1) познание; 2) мировоззрение; 3) мышление; 4) представление.


14. Понятие – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях ;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.


15. Суждение – это:

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
16. Умозаключение – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

17. Выберите правильный ответ:

А. Чувственное и рациональное являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.

18. Какая форма познания имеет большее значение?

1) чувственное и рациональное познание одинаково важны;

2) чувственное познание является более важным;

3) рациональное познание является более важным.


19. Выберите правильный ответ:

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания ;

Б. Интуиция является одной из форм рационального познания.