Периодизация эпохи средневековья в западной европе. Средневековье: основные этапы и закономерности развития Характеристика эпохи Средневековья

Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе
Рубрика (тематическая категория) Политика

Согласно периодизации (неизбежно условной), принятой ми­ровой и отечественной наукой, у истоков средневековья в Запад­ной Европе стоит крушение во второй половинœе V в. Западной Римской империи. Встреча двух миров - античного греко-рим­ского и варварского (германского, кельтского, славянского) - стала началом глубокого переворота͵ который открыл новый, средневе­ковый период в истории Западной Европы. Для истории Визан­тии началом средневековья считается IV век, когда Восточная Римская империя обрела самостоятельность.

Сложнее выглядит в науке решение вопроса о рубеже между средними веками и новым временем. В зарубежной историогра­фии их границей обычно считают середину или конец XV в., свя­зывая его с такими явлениями как изобретение книгопечатания, завоевание Константинополя турками, открытие Америки евро­пейцами, начало Великих географических открытий и колони­альных захватов. С точки зрения общественных изменений данный рубеж фиксирует начальные стадии смены систем - феодальной на капиталистическую. В недавнем прошлом отечественная наука отодвигала начало нового времени к концу XVIII в., относя его к французской буржуазной революции и беря в расчет вариант бо­лее длительного вызревания новой системы и более решительно­го разрыва со старым. В практике преподавания пока принято считать условным концом средневековья первую буржуазную ре­волюцию общеевропейского значения - английскую революцию 1640-1660-х годов, положившую начало господству капитализма в Западной Европе и совпавшую с окончанием первой общеевро­пейской Тридцатилетней войны 1618-1648 гᴦ. Эта периодизация принята в данном учебнике.

Необходимо отметить и новые тенденции в современной отече­ственной науке, которые вносят существенные коррективы в про­блему периодизации. Это прежде всœего стремление исследователœей развести понятия ʼʼсредние векаʼʼ и ʼʼфеодализмʼʼ. Их отождествле­ние в конце XVIII в., как отмечалось выше, явилось серьезным достижением исторического познания, сделавшего первый замет­ный шаг к признанию социальной истории. Новая тенденция привела к попыткам отнести верхнюю хронологическую границу ʼʼсредневековьяʼʼ к концу XV - началу XVI в. Подобные новации объясняются не формальным желанием унифицировать периоди­зацию средневековья с западной историографией, но новым уров­нем исторического познания. Историческая наука в конце XX столетия выработала более уравновешенный и гибкий синтез ʼʼструктурнойʼʼ и ʼʼчеловеческойʼʼ истории, который стал возмож­ным благодаря переоценке роли сознания и социально-психоло­гического фактора в общественном процессе, а также восстанов­лению в правах событийной истории. Все это позволяет иначе посмотреть на такие события рубежа XV-XVI вв. в Западной Ев­ропе, как гуманизм и Реформация, или Великие географические открытия. Получив импульс от глубинных и потому гораздо ме­нее подвижных изменений в общественной жизни, именно эти явления вызвали такие сдвиги в сознании и духовных ценностях, которые создали новый образ мира, означавший решительный разрыв со средневековьем.

В тесной связи с отмеченной новацией в среде отечественных медиевистов утверждается стремление выделить ʼʼпереходные периодыʼʼ в качестве особых этапов, в случае если и не самодостаточных, то имеющих собственные законы развития. Современные ученые приводят, в частности, убедительные аргументы в пользу само­ценности переходного периода XVI-XVIII вв., который получил название ʼʼраннего нового времениʼʼ.

Историю средневековья для Западной Европы принято делить на три базовых периода, отличавшихся разным уровнем соци­ально-экономического, политического и культурного развития.

I. Конец V - середина XI в. - период раннего средневековья , когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в ко­торой смешивались и трансформировались общественные груп­пы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалиро­вали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохра­нить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ являлось главным узлом торговых свя­зей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефео­дальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.

В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бес­письменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решаю­щую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в данный пери­од оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

II. Середина XI - конец XV в. - период расцвета феодальных от­ношений , массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодаль­ной раздробленности формируются централизованные государст­ва. Возникает новая форма государства - феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усиле­нию центральной власти и активизации сословий, в первую оче­редь городского.

Культурная жизнь идет под знаком развития городской культу­ры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идео­логии раннего гуманизма.

III. XVI-XVII вв. - период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства - абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, позд­ний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными пере­движениями народов по территории Европы и вне ее: в IV в., VI- VII вв. - движение гуннов, германских и славянских племен; экс­пансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже пер­вого и второго этапов, крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI-XIII вв.; и, наконец, колони­альные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Аме­рике в XV и XVI вв. Каждый период открывал перед народами Европы новые горизонты. Обращает на себя внимание всœе убы­стряющийся темп развития и сокращение временной протяжен­ности каждого последующего этапа.

Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе" 2017, 2018.

Согласно принятой в современной медиевистике периодизации выделяют:

1. Раннее Средневековье (конец V – середина ХI вв). В V-VII вв. варварские племена образовали королевства, которые постоянно вели войны друг с другом. Культура этого периода еще сильно отстает от культур Византии и арабского Востока.

2. Зрелое (классическое, развитое, «высокое») Средневековье (сер. ХI– кон. ХV вв). Феодальный строй достиг наивысшего расцвета. Создаются основные европейские государства (Англия, Франция, Германия, Италия). Непрерывна череда войн, смут и восстаний. В XI-XIII вв. европейцы совершают ряд крестовых походов на Восток. В культуре этого периода большую роль играет взаимодействие, а иногда и борьба общеевропейского и национальных начал.

3. Позднее Средневековье (ХVI – перв. пол. ХVП вв.). Создана высокая культура, творчески переосмыслившая античные традиции, византийские и исламские влияния. Это период разложения феодализма, в недрах которого сложились буржуазные отношения, характерные для Нового времени.

Основными условиями культурного развития средневековой Западной Европы были:

1. феодальная форма собственности, основанная на личной и поземельной зависимости от землевладельцев, присваивающих себе труд земледельцев;

2. господство натурального хозяйства – самообеспечение, неразвитость товарно-денежных отношений, отсутствие массового производства;

3. жесткая сословно-иерархическая структура общества, пронизанная сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сеньору;

4. частые войны (восемь только наиболее крупных крестовых походов в XI-XIII вв.);

5. инквизиция, действовавшая с XIII в. как регулярный церковный суд;

6. эпидемии инфекционных заболеваний;

7. хроническое недоедание большинства населения (неурожаи неизбежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые три-четыре года).

Средняя продолжительность человеческой жизни составляла 40-45 лет для мужчин и 35 лет – для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет – возраста совершеннолетия и вступления в брак, менее четверти людей (в основном, знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения и вызывали у средневекового человека ощущение трагизма жизни.



Источники формирования культуры европейскогоСредневековья

Принято различать внутренние и внешние источники формирования культуры европейского Средневековья.

Собственно европейская культура родилась из слияния трех противоречивых внутренних начал:

наследия античности,

культуры варваров,

традиций христианства .

В период становления средневековой культуры выкристаллизовывается определенный тип духовной жизни западноевропейского общества, главная роль в которой начинает принадлежать христианской религии и церкви.

Внешним фактором формирования культуры средневековой Европы является воздействие на нее византийской и арабской культур .

Средневековая культура формировалась в регионе, где еще недавно находился центр мощной римской цивилизации и где продолжали существовать социальные отношения и культура, порожденные ею. В основу средневековой системы образования легла школьная римская традиция, система «семи свободных искусств» .

Огромную роль в формировании, становлении и развитии европейской средневековой культуры сыграл среднелатинский язык – язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, образования.

Однако усвоение античного наследия осуществлялось не беспрепятственно и не в широких масштабах. Борьба шла за то, чтобы сберечь лишь незначительную часть культурных ценностей и знаний предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для становления средневековой культуры, ибо составляло важную часть ее фундамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и были реализованы позднее.

Варварами древние греки и римляне называли чужеземцев (barbar - звукоподражание непонятному чужому языку; иное толкование: лат. barba - борода). На протяжении всей античности основное содержание этого термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и народностей «культурным» грекам и римлянам. Однако варвары имели свою самобытную культуру, оказавшую заметное влияние на культуру европейского Средневековья.

У народов Западной и Северной Европы сложился героический эпос, заменивший им историю. Варвары обладали своеобразным видением мира, чувством неотделимости от природы, нерасчлененности мира людей и богов. Искусство варваров было, в основном, прикладным – различные орнаментальные украшения оружия, сбруи, утвари, одежды и т.п. с использованием драгоценных камней, перегородчатой эмали, филиграни, – выполненные в «зверином стиле» .

Германцы принесли с собой и систему нравственных ценностей, сформированных еще в недрах патриархально-родового строя, где особое значение придавалось идеалам верности, воинского мужества с сакральным отношением к военному предводителю, ритуалу. Все это наложило отпечаток на формирующуюся средневековую культуру.

Мировоззренческие основы средневековой культуры

Идеологическим стержнем духовной жизни Средневековья, всей его культуры, стало христианство.

Христианство появилось в середине I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. На рубеже поздней античности и раннего Средневековья оно явилось той объединяющей оболочкой, в которую смогли вместиться самые разные взгляды, представления и настроения – от тонких теологических доктрин до языческих суеверий и варварских обрядов.

Христианство влияло на огромные массы людей :

Наследуя и преобразуя идеи и образы различных религий;

Сохраняя и наполняя новым содержанием наиболее распространенные и привычные обряды;

Провозглашая братство равных перед Богом единоверцев, независимо от их этнической, языковой, социальной и политической принадлежности;

Обещая посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.

Во II-VIII вв. совокупность богословских, философских и политико-социологических доктрин «отцов церкви» (патристика) оформилась в догматику и организацию христианской церкви.

На первых двух соборах – Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) – сложился христианский Символ веры , то есть краткое изложение основных догматов христианства.

Христианское вероучение систематизирует теология (греч. theos – бог, logos – учение), или богословие. Видными средневековыми теологами были Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Николай Кузанский.

Средневековая картина мира

Средневековая картина мира складывалась, преимущественно, из образов и толкований Библии . Исходным пунктом объяснения мира было полное и безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела.

В самом общем плане мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней, – Бог. Ниже идут ярусы, или уровни, священных персонажей: сначала апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню – архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже и простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаются животные, потом растения и потом – сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет зеркальное отражение верхней, земной и небесной, иерархии, но в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком (отражающее, подобно зеркалу) существо. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, то Сатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.

Христианский образ человека разорван на два начала : «тело» и «душу», – и в этом противопоставлении приоритет безоговорочно отдается началу духовному. Красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену атлету как символу античной культуры пришел средневековый аскет, добровольно переносящий лишения.

Человек стал рассматриваться как объект и цель борьбы двух космических сил (божественной и сатанинской), которая реализуется в столкновении желаний человека жить «по плоти» или «по духу». Христианин может и должен проявить себя в этой вселенской битве добра со злом.

Начиная с X в. и вплоть до эпохи Просвещения (конец XVII – начало XVIII вв.), христианство стало религией, которая входила в жизнь каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на протяжении всего его земного существования и вводила в загробный мир.

Однако средневековая христианская культура не была цельной, она существовала как единство культур различных социальных сословий. Три главных сословия феодального общества – духовенство, рыцарство и народ. Каждое из них не только выполняло полезную для общества функцию, но и священную обязанность.

Был ли христианский образец человека – человек глубоко религиозный, а потому нравственный, – реализован в жизнедеятельности представителей этих сословий?

Сословные культуры европейского Средневековья

Монастырская культура

Первым, высшим сословием, считалось духовенство, сословие «молящихся». На нем лежали все заботы о духовной жизни общества («дела небесные»). Ближе всего к христианскому идеалу человека был образец, складывающийся в среде духовенства и особенно монашества, которое уходило от мирской жизни, посвящая себя аскетическим «подвигам» во имя Бога.

Первоначально монахи не имели каких-либо уставных правил и руководствовались в своем служении собственными фантазиями. Позже возникли монастыри (от греч. monasterion - келья отшельников) – общины монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни. Обоснование правил монастырской жизни впервые было дано Василием Великим (IV в., Византия). У истоков монашества на Западе стоял Бенедикт Нурсийский (VI в.), основавший бенедиктинский орден, централизованное объединение монастырей с единым уставом.

Согласно «Правилам» Бенедикта, монастырской братии предписывалась строгая дисциплина по воинскому образцу, а их служение Богу было более обращено в мир, являя собой пример практического христианского милосердия.

В VI в. по образцу бенедиктинского ордена была создана обитель Флавия Кассиодора , считавшего образованность одной из важнейших христианских добродетелей. В его Виварии впервые сложилась та трехчастная структура монастыря как просветительского центра, которая стала традиционной для Средневековья: библиотека (книгохранилище), книжная мастерская и школа. Именно благодаря монастырям античная культура не была утеряна безвозвратно. Она была частично переработана в соответствии с потребностями христианского богословия, а частично сохранена и спасена от исчезновения, хотя и признавалась «богопротивной». В условиях раннего Средневековья, когда монополия на образование принадлежала церкви, монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла.

В VII-X вв., благодаря монахам-миссионерам, христианство широко распространяется в Северной и Восточной Европе. Всплеск «деятельного христианства» приходится на XI-XII вв. Священник и монах того времени – это проповедник, школьный учитель, врач, экономист, адвокат, учитель, политик, крестоносец и т.д.

С развитием феодализма монастыри превращаются в крупных землевладельцев, втягиваются в товарно-денежные отношения, включаются в светскую жизнь, в результате чего «обмирщаются». Жизнь монахов утрачивает аскетический характер первоначальных общин: процветают разврат, обжорство, тунеядство. Все это рождало критику «продажной» церкви как внутри духовенства, монашества, так и в народных антифеодальных движениях. Руководство католической церковью объявило эти движения ересью.

Фанатичному и жестокому испанскому монаху Доминику папа Римский предоставил чрезвычайные полномочия в борьбе с еретиками. Сама эта борьба была объявлена высшим подвигом христианским, где допустимы самые жестокие средства. Так рождалась «святая католическая инквизиция» (ХП-ХШ вв.). Доминиканцы – уже не «воины», а «псы Господни».

За укрепление монастырей выступают сторонники реформ, требующие восстановления сурового устава Бенедикта Нурсийского. На базе католических монастырей возникают духовно-рыцарские и нищенствующие ордены (францисканцев, доминиканцев, августинцев и др.).

Наиболее ярко «светлый» христианский идеал воплотился в жизни Франциска Ассизского, проповедовавшего святую бедность, поскольку жизнь христианина должна быть подражанием земной жизни Иисуса. Однако уже в XIV-XV вв. францисканский орден изменяет своим идеалам.

Таким образом, христианский образ человека не был реализован даже у монахов. Главная причина этого – сама жизнь, включение монашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую и церковную власть.

Рыцарская культура

Рыцарство (от нем. Ritter - всадник) – это военно-аристократическое сословие феодального общества, призванное выполнять высшие государственные задачи: поддержание церкви, защиту веры, упрочение мира, защиту народа от насилия и т.д. Это сословие «воюющих». Удел рыцарства – «дела земные».

Рыцарство зародилось еще в раннем Средневековье, достигло расцвета в XI-XIV вв. и претерпело упадок в ХV в. От своих сеньоров, с которыми рыцари (светские феодалы) были связаны отношениями вассалитета, они получали земельные владения – при условии несения в их войске конной военной службы.

Идеология рыцарства своими корнями уходит, с одной стороны, в культурные традиции древней общины германских племен с ее стереотипами мышления и языческими верованиями, а с другой – в развитую христианством концепцию служения.

В основе рыцарского кодекса чести лежат восемь основных добродетелей: древнее происхождение, безусловная верность своим обязательствам по отношению к сеньору и равным себе, большая физическая сила, мужество, благородное поведение в бою, бережное отношение к своему коню и оружию, постоянная забота о славе, щедрость, внешняя привлекательность, учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи и играть на каком-либо музыкальном инструменте и, наконец, влюбленность в прекрасную даму.

Добродетели истинного рыцаря воспитывались в сыновьях светских феодалов с детства. До 7 лет они находились на попечении женщин в семье, до 14 лет были пажами при дворе сеньора и до 21 года оставались оруженосцами. Система их воспитания включала в себя обучение религии, придворному этикету, верховой езде, фехтованию, владению копьем, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению стихов и пению в честь дамы сердца.

Особой страницей рыцарской культуры были турниры. Турнир (от старофр. tournei) - военное состязание, целью которого является показ боевых качеств рыцарей, составлявших основу феодальных ополчений. Турниры обычно устраивались королем или другим знатным сеньором по какому-либо торжественному случаю и происходили публично. Рыцари на конях и в полном вооружении выступали друг против друга в одиночку, попарно или отрядом; бывали также и пешие поединки. Ход турниров регламентировался особыми правилами. Победитель добивался славы, получал денежную награду. Иногда турниры, являвшиеся в известной мере узаконенным видом феодальной войны, сопровождались тяжелыми ранениями и даже гибелью участников.

Выдающимся явлением средневековой культуры стала куртуазная (от фр. courtois - учтивый, рыцарский) литература – придворно-рыцарское течение в европейской литературе XII - XIV вв. Она была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала.

Куртуазная литература представлена лирикой трубадуров (Прованс), труверов (север Франции), миннезингеров в Германии, а также рыцарским романом .

Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе. О его подвигах и любви должен был знать весь христианский мир. Отсюда – внешний блеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, к этикету.

При более внимательном рассмотрении жизнедеятельности рыцарства оболочка христианства и благородства становится все тоньше. Вместо смирения – гордость, вместо прощения – месть, полное неуважение к чужой жизни. Современники постоянно обвиняли рыцарей в жадности, нападениях на путешественников, ограблении церквей, нарушении клятв, разврате, битье жен, невежестве, несоблюдении правил поединка, превращении турниров в доходный промысел – охоту за доспехами, оружием, лошадью побежденного.

Высокий христианский идеал не нашел своего воплощения и в этом сословии средневекового общества.

Народная культура

Двойственность ценностных ориентаций еще ярче проявлялась в жизни простых людей, прежде всего, крестьянства , сословия «трудящихся».

Крестьяне находились в разной степени зависимости от феодала. Лично зависимые крестьяне (сервы) не могли распоряжаться собой, своей землей и имуществом, работали на барщине, несли ряд повинностей, могли быть проданы с землей другому феодалу. Значительную часть населения составляли лично свободные крестьяне. Они сами распоряжались своим движимым имуществом, но платили феодалу высокие налоги и должны были подчиняться суду сеньора. Существовал и небольшой слой крестьян – собственников земли, зависимость которых от сеньора носила судебный и политический характер.

Быт крестьян нес на себе отпечаток крайней бедности: простейшие орудия труда, убогая деревянная утварь, маленькие жилища, где в одной комнатке ютилась вся семья, хранились запасы и содержался скот. Почти вся жизнь крестьян была наполнена тяжелым трудом.

Дух и плоть, добро и зло, устремленность к Богу и чувственные радости, боязнь греха и грех в их повседневности тесно переплетались. Христианский принцип двумирности с трудом воспринимался народным сознанием. В деревне по-прежнему верили в духов, домовых, эльфов, русалок, драконов, поклонялись языческим богам, иногда – под видом католических святых.

Высшим проявлением духа язычества были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалось в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре.

В рутинной, медленно развивающейся цивилизации Средневековья временные ориентиры были расплывчаты. Точное измерение времени распространяется лишь в позднем Средневековье. Личное, бытовое время средневекового человека двигалось как бы по замкнутому кругу: утро – день – вечер – ночь; зима – весна – лето – осень. Понимание же исторического времени было иным. Время оказывалось линейно направленным, движущимся от сотворения мира к Страшному суду и завершению земной истории.

Восприятие человеческих возрастов отличалось от привычного для современного человека. Сорокалетний человек считался стариком. Средневековье не знало глубокой эмоциональности по отношению к детям. А вот отношение к юности было очень ярким, эмоциональным. Она мыслилась как пора цветения, с нею связывались представления о

жизненной магической силе.

Городская культура

Развитие средневековой цивилизации связано с ростом городов. В начале средних веков города в Европе – это небольшие группы людей (1-5 тыс. человек), живших вокруг крепостей или резиденций епископов и мало чем отличавшихся от крестьян. Для защиты от врагов город окружался мощными стенами, их кольцо со временем расширялось, охватывая и пригороды.

Большинство деревянных зданий очень часто подвергалось пожарам. Улицы – узкие, кривые, с тупиками, и необычайно грязные, такие, что германский император Фридрих II дважды чуть не утонул в грязи вместе со своей лошадью в двух немецких городах. Дома примыкали друг к другу, верхние этажи были навесами над нижними. Не существовало водопровода, канализации, уличного освещения; мусор выбрасывали прямо на улицы, где бродили домашний скот и птица.

К X-XI вв. ремесло отделяется от сельского хозяйства и происходит быстрый рост городов как центров ремесла и торговли. Теперь в крупных городах живет 20-30 тыс. человек и более, растет число малых городов.

Средневековый город строился вокруг рыночной площади, рядом с которой помещались городской собор и здание городского совета (ратуша). Горожане достаточно быстро освобождаются от власти окрестных феодалов, налаживают самоуправление (коммуны).

Состав городского населения был очень пестрым. Здесь проживали короли и герцоги со своими придворными и слугами, епископы, монахи, священники, люди свободных профессий – юристы, врачи, архитекторы, преподаватели и ученики школ и университетов; крестьяне искали в городе заработков и освобождения от крепостной неволи, нищие и преступники – легкой поживы.

Постепенно складывается сословие горожан – бюргеров . Его основу составили ремесленники и купцы, объединенные по профессиям в особые союзы – цехи, гильдии, братства, «торговые дома». Мастера и торговцы нуждались в защите своего предприятия и доходов от феодалов и конкуренции, в регуляции своих отношений с подмастерьями и учениками. Цех строго регламентировал производство и сбыт товаров, технологию их изготовления, число помощников и др. В XIII-XV вв. сословие бюргеров расслаивается. Выделяется правящая элита из богатых купцов, руководителей цехов – патриции. Им противостоят массы живущих в бедности подмастерьев, учеников, неквалифицированных рабочих, которым теперь уже закрыт путь наверх, в цеховую организацию.

С XI в. города становятся центрами культурной жизни Западной Европы. Именно здесь начинается «техническая революция» зрелого Средневековья, создаются новые научные и образовательные центры, возникает вольнолюбивая литература на народных наречиях, даются театральные представления.

Средневековая наука

Средневековая наука опиралась на абстрактное мышление и носила, главным образом, умозрительный характер. В ней можно выделить такие крупные направления, как:

физико-космологическое , объединяющее физические, астрономические и математические знания;

науки о душе , рассматриваемой как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни;

астрология и медицинские знания (к ним примыкает учение о минералах) и алхимия .

Обращаясь к природе, ученые пользовалась методами наблюдения и крайне редко - эксперимента. С XIII в. зарождается интерес к опытному знанию. Научный переворот совершает оксфордский профессор Роджер Бэкон , который приходит к исследованию природы, к отрицанию авторитета, решительно отдавая предпочтение опыту перед чисто умозрительной аргументацией. Бэкон достиг значительных результатов в оптике, физике и химии. Он не раз осуждался церковью и провел четырнадцать лет в заключении.

Светское образование в Средневековье

С ростом городов, с увеличением численности горожан и расцветом цехов набирают силу городские частные, гильдейские и муниципальные школы, неподвластные прямому диктату церкви.

В ХII-ХIII вв. Западная Европа переживает экономический и культурный подъем. Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока послужили стимулами совершенствования средневекового образования.

Кафедральные школы в крупнейших городских центрах Европы превращались во всеобщие школы, а затем и в университеты (лат. universitas - совокупность, общность) – высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. Первые высшие светские школы появились в XI в. в Италии; в конце XII - XIII вв. они возникли в Париже, Монпелье (Франция), Кембридже и Оксфорде (Англия), в XIV в. – в странах Центральной Европы. В ХV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Они были настоящими питомниками знаний и играли важнейшую роль в культурном развитии общества.

Средневековый университет состоял из нескольких факультетов : подготовительного (артистического, или искусств), и трех высших (права, медицинского и богословского). На артистическом факультете, позже получившем название философского, преподавали «семь свободных искусств». Процесс обучения включал в себя лекции и диспуты и велся на интернациональном в средневековой Европе латинском языке.

Университеты обладали административной автономией, своей юрисдикцией, имели уставы, строго регламентировавшие всю их жизнь. Они нередко становились очагами свободомыслия и еретических идей, связанных с бюргерской оппозицией феодальному строю и католической церкви.

В то же время средневековая университетская наука называлась схоластикой (гр. scholasticos – школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценка роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые университеты было еще значительным.

Книга в Средневековье

В раннем Средневековье книга была предметом роскоши. Ее изготовляли в монастырях на пергамен(т)е – специально выделанной телячьей коже. Листы пергамена сшивались и помещались в переплет из досок, обтянутых кожей, украшенный драгоценными камнями и металлами. Текст украшался рисованными заглавными буквами – инициалами – и заставками, а позже – и великолепными миниатюрами.

Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого. В начале XI в. «Грамматика» стоила столько же, сколько дом с участком земли.

В XII в. книга становится более дешевой, поскольку открываются городские мастерские по переписке книг, где работают не монахи, а ремесленники. Однако для вывоза книг из города требовалось специальное разрешение властей.

С XIV в. процесс производства книги упрощается и унифицируется: в производстве книг широко применяется бумага. В 40-х гг. ХV в. появляется печатный станок , изобретенный Иоганном Гуттенбергом . Это сделало книгу в Европе поистине массовой и повлекло существенные перемены в культурной жизни.

До XII в. книги были преимущественно сосредоточены в церковных библиотеках. В XII-ХIV вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.

Литература и театр

Антицерковная вольнолюбивая направленность городской культуры наиболее ярко проявилась в литературе, которая, в противоположность церковной латиноязычной литературе, с самого начала создавалась на народных наречиях .

Излюбленными ее жанрами становятся стихотворные новеллы, басни, шутки , пронизанные сатирическим духом (фр. фаблио, нем. шванки). В них высмеиваются алчность духовенства, кичливость и невежество феодалов и другие реалии средневековой жизни. Грубоватый юмор соседствует здесь с моральным поучением. Основные комические персонажи: сластолюбивые попы и монахи, мужья-рогоносцы, крестьяне.

Неотъемлемой чертой городской культуры являлись театральные представления , например, мистерии и фарсы: вольные, обычно стихотворные инсценировки, которые чередовались с интермедиями – вставными комедийно-бытовыми номерами – и отличались комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, жизнерадостным вольнодумством. Разыгрывались такие представления прямо на городских площадях. В них принимали участие присутствующие горожане.

Архитектура и изобразительное искусство

Период раннего Средневековья представлен так называемымдороманским искусством , включающим в себя культуру «варварских королевств» и «Каролингский ренессанс» (VI-IX вв.).

После падения Западной Римской империи на ее территории возник ряд самостоятельных, но недолговечных варварских государств. Готским королевством в течение тридцати лет (493-526) правил Теодорих. В Равенне сохранилась его гробница – суровое и величественное сооружение центрического типа, купол которого высечен из огромного каменного монолита.

В 800 г. образуется Священная империя короля франков Карла Великого (742-814), стоявшего у истоков «Каролингского Возрождения». Это период первого расцвета западноевропейского художественного творчества в самых различных его видах: монументальной живописи, книжной миниатюре, живописи, литературе .

В архитектуре ощущается влияние античности в ее византийском варианте: любимая резиденция Карла Великого – дворцовая капелла в Аахене – построена по типу византийской церкви Сан Витале в Равенне. Оттуда же были вывезены и мраморные облицовки стен с колоннами для украшения интерьера аахенской капеллы.

После распада империи Карла Великого наступил период феодальной раздробленности . Набеги и сражения составляли стихию жизни. Это предопределило появление новой архитектуры, основу которой составили храм-крепость и замок-крепость .

Романский стиль – первый общеевропейский стиль, сложившийся в Х в. и получивший свое название за некоторое сходство с древнеримскими художественными приемами и средствами (базиликальные храмы) . Романский стиль господствует вплоть до ХП в. и наиболее ярко представлен во Франции, Италии и Германии.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой архитектуре : монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенностях, господствуя над местностью. Внешний вид их отличается четкостью объемов, массивностью, тяжеловесностью, приземистостью. Наиболее полным выражением духа эпохи стал собор .

В плане романский храм имеет четкий латинский крест – прямоугольное здание разделено колоннами или столбами на три продольные части (нефы) и пересечено поперечным нефом – трансептом. Вход в храм находился на узкой стороне здания, удаленной от трансепта. Напротив входа средний неф оканчивался полукруглым выступом – апсидой, где помещался алтарь, самое священное место храма, где проходит богослужение. Все здание ориентируется апсидой на восток. Ведущее начало здания храма – стена. Массивные и тяжеловесные стены украшались росписями, плоским рельефом и скульптурой, в условных, экспрессивных формах выражавшими пугающее могущество божества. Фигуры приземисты и статичны, изображены в фас, грубо примитивны и произвольны в пропорциях. Однако в них чувствуется мощь и непосредственность, соединение физической и духовной силы.

Наибольшее распространение получили огромные рельефные композиции над порталами храмов. Интересен скульптурный рельеф «Королевский портал» собора в Шартре (1145-1155). В нем представлены характерные для романского искусства сюжеты: «Христос во славе» в тимпане, повествовательные сцены на капителях, образы ангелов, апостолов, аллегорические фигуры, олицетворяющие сельские работы, знаки Зодиака, «свободные искусства» на архивольтах и откосах портала. Синтез этих сюжетов воплотил в себе всю символико-аллегорическую систему христианского мировоззрения.

Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

Наиболее характерные памятники романской архитектуры – монастырский комплекс в Клюни (Франция), соборы в Вормсе и Майнце (Германия). Шедевром является ансамбль в Пизе (Италия), который включает в себя собор, «Падающую башню» (звонницу) и баптистерий (крещальню). Стройные аркады, расположенные на стенах в несколько ярусов, облицовка цветным камнем придали ансамблю светлое, праздничное звучание.

Готика (от итал. gotico, букв. - готский, от назв. герм. племени готов) – художественный стиль, возникший во второй половине ХП в. и завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе . Он сменил романский стиль в связи с наступлением нового этапа Средневековья: феодальная раздробленность уступила место централизованным государствам. Борьба городов за независимость от феодалов достигла апогея, расцвела рыцарская культура, обмирщились литература и искусство.

Ведущим архитектурным типом стал собор , который строился по заказу городской коммуны и свидетельствовал не только о религиозности, но и о силе, богатстве, вольности горожан. Размеры таких зданий очень велики; возводились они в течение многих десятилетий, а часто и веков.

Готическое здание представляет собой каркас, скелет из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов. Основу каркаса составляют звездообразно перекрещивающиеся стрельчатые арки – нервюры, которые опираются внутри помещения на мощные колонны или пучки узких колонн. Распор свода передается вынесенным наружу столбам (контрфорсам) при помощи перекидных арок (аркбутанов). Места соединения аркбутанов с контрфорсами увенчиваются декоративными остроконечными башенками – пинаклями.

Крупнейшие сооружения ранней готики представлены соборами Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр (Франция). Их архитектоника еще несет на себе черты романского стиля. Это проявляется в четком горизонтальном членении фасадов, в грузной тяжеловесности башен, в сдержанной скульптурной декорировке, производящих общее впечатление строгости, величия и незыблемости храмов.

Общепризнанными классическими образцами готики, повторенными зодчими во всей Европе, стали соборы в Реймсе и Амьене (Франция). Их фасады, в отличие от ранних сооружений готики, имеют стремительно нарастающую вверх композицию. При сохранении трехчастной фасадной поверхности элементы ее убранства выходят за пределы своих ярусов. Внутреннее пространство хорошо освещено через оконные витражи. Архитектурные детали украшены растительным орнаментом.

Шедеврами зрелой готики являются Кентерберийский собор и Вестминстерское аббатство в Англии, Фрейбургский и Кельнский соборы в Германии. В эпоху поздней готики все больше проявляется стремление к внешним эффектам. Вертикальные членения становятся главными. Усложняется рисунок сводов, применяются звездчатые и сетчатые своды. Готические соборы начинают напоминать «застывший дождь» или «окаменевшее пламя» (отсюда термин «пламенеющая готика»).

Каркасная система готической архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, сложным орнаментом.

С исчезновением глухих стен исчезают и монументальные росписи. Их заменяют витражи – своеобразная живопись из кусков цветных стекол, скрепленных свинцовыми полосками. Витражи заполняют узкие высокие проемы и круглые окна – «розы». Почти бесцветные снаружи, внутри витражи горят насыщенными красками, создавая в интерьере собора необычные художественные эффекты. Пронизанный солнечным светом, витраж в наибольшей степени воплощал представления Средневековья об одухотворенности материи.

Термин «Средние века» - перевод с лат medium aevum (средний век)- был впервые введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения. Римский историк XV в. Флавио Бондо, написавший «Историю от падения Рима», назвал «Ср веком» период, который отделял его эпоху от античности. В XVII в. профессор Келлер ввел термин «Средние века» в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, Средневековье и Новое время. Хронологические рамки периода разделения Римской имп Западную и Восточную (395г. при Феодосии I) до падения Константинополя под ударами турок в 1453 г. В XVII В понятии «Средние века» появились новые, по преимуществу уничижительные акценты, Начало Нового времени соответственно связывалось с изобретением книгопечатания, открытием Америки, Впоследствии ИстСрВ стала пониматься как время господства феодальной, или ленной, системы общественных связей в среде феодалов. С точки зрения культуры Средневековье — это период между исчезновением античных школ и введением всеобщего школьного образования в XIX столетии Средневековье может и должно быть разделено на промежуточные периоды. Например, можно выделить раннее Средневековье (с IV по IX в.), включающее в себя позднюю Античность и становление феодальной системы; классическое Средневековье (с Х по XIV в.), время великого подъема, к которому следует свести собственно Средневековье, если мы хотим сохранить его узкое определение; позднее Средневековье, или время кризисов, потрясших Европу в XIV-XVI вв.; эпоху абсолютной монархии, приведшей к угасанию феодального строя, завершившего свое существование в период между Английской и Французской революциями.

Термин «средние века» (точнее «средний век» - от лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в кругах гуманистов’. На разных этапах развития исторической науки в понятие «средние века» вкладывали различное содержание. Историки XVII- XVIII вв., закрепившие деление истории на древнюю, среднюю и новую, считали средние века периодом глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время.

Рассматривая исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических формаций, историки-марксисты понимают средние века прежде всего как время возникновения, господства и упадка феодальной общественно-экономической формации, сменившей рабовладельческий или первобытнообщинный строй, а затем в новое время уступившей историческую арену капитализму.

Периодизация истории средних веков. Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно.

Средневековье

Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства.

Рубежом между средними веками и новым временем в советской историографии считается первая буржуазная революция общеевропейского значения, положившая начало господству капитализма в Западной Европе, - английская революция 1640- 1660 гг., а также окончание первой общеевропейской - Тридцатилетней- войны (1648). Эта периодизация используется в данном учебнике.

Она не является, однако, ни единственной, ни бесспорной. В зарубежной историографии как капиталистических, так и социалистических стран гранью, отделяющей средние века от нового времени, принято считать либо середину XV в., либо конец XV - начало XVI в. То есть в качестве рубежа рассматривают завоевание турками-османами Константинополя и крушение Византии, окончание Столетней войны (1453) или начало эры Великих географических открытий, особенно открытие Колумбом Америки. В частности, некоторые советские исследователи полагают, что XVI век, эпоху первых буржуазных революций, следует отнести к особому периоду нового времени. С другой стороны, ряд историков придерживаются той точки зрения, что если рассматривать средневековье как период господства феодальной формации, то в него следует включать для Западной Европы и XVIII век - до Великой французской революции 1789-1794 гг. Таким образом, этот вопрос принадлежит к числу дискуссионных.

В советской историографии историю средних веков принято делить на три основных периода: I. Конец V - середина XI в. - раннее средневековье (раннефеодальный период), когда феодализм только складывался как господствующий способ производства; II. Середина XI в. - конец XV в. - период развитого феодализма, когда феодальный строй достиг наивысшего расцвета; III. XVI в. - первая половина XVII в. - период разложения феодализма, когда в недрах феодального общества зарождаются и начинают складываться капиталистические отношения.

Другие материалы по теме:
Документальные, нарративные источники по истории средевековья, классификация
Король Людовик 9
Эпидемия чумы в Европе в 14 веке
Восстание Уота Тайлера
Развитие Европы в 14 веке
Англо-Французская война 15 века, набеги датчан
Образование Швейцарии
Понятие, становление, феодального строя, его роль в истории Европы
Франция в 9-11 веках
История средневековой Италии
Феодализации Германии
Политика Саксонской династии
Феодализация Англии
Завоевание Испании мусульманами
Производство в Европе в 5-9 веках
Возникновение городов, борьба с феодалами
Купцы, ремесленные цехи в средневековье

Историки марксистской школы, в частности - советские, отводили Средневековью время с V в. н.э. по середину XVII в. н.э. Это было связано с тем, что ранее XVII в. термин «Средние Века» не был в употреблении учёных, а также с укреплением европейского капитализма на этом рубеже.

Первым писателем употребившим термин «средневековье» в названии своего труда («Historia medii aevi», 1685) был немецкий иезуитХристофор Целларий (Christoph Cellarius, Keller) (22 ноября 1638 – 4 июня 1707), разделивший универсальную историю на древнюю, среднюю и новую. Это нововведение встретило сопротивление современных ему историков, в особенности - историов–богословов, традиционно деливших всемирную историю по монархиям, следуя и развивая указания пророческой книги Даниила. Позднее некоторые историки переносили конец Средневековья на 1453 (падение Константинополя), 1517 (начало Реформации) и даже 1648(конец 30–летней войны).

Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе

Это деление является условным, и скорее имеет качественное историческое значение, чем точноехронологическое.

В настояшее время в традиционной истории наиболее принято деление Средневековья, указанное историком Лешером (сведения о котором пока не обнаружены), который уделял Средневековью тысячелетие с V в. по XV в. н.э., разделяя его на подпериоды:

Раннее Средневековье с 476 г. н.э. - даты фантомного свержения Одоакром последнего римского императора Ромула Августула, по IX в. н.э.

Высокое Средневековье с X в. н.э. по XIII в. н.э.

Позднее Средневековье с XIV в. н.э. по XV в. н.э.

С какими событиями связаны границы подпериодов сегодня уже забыто, как и работы первых периодизаторов - Целлариуса иЛешера. Возможно, что окончание Средневековья связывалось историками XVII в. с открытием Америки, или с концом 7–го тысячелетия по византийской эре.

В самое последнее время, среди российских историков, в связи с их частичной осведомлённостью с хронологическими идеями Н.А. Морозова и с Новой Хронологией, возникла гипотеза об отсутствии Тёмных Веков в Средневековье. Они предполагают, что в Средневековье проходил научно-технический прогресс общества, только от него не сохранилось никаких документов и не осталось материальных следов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском.

Средневековье, или Средние века – один из наиболее значительных этапов человеческой истории. Впервые термин «Средние века» был употреблен итальянскими гуманистами для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей Средних веков традиционно считается V в. н. э. – падение Западной Римской империи, а верхней – ХVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы, складывается городская культура, возникают новые политические формы, закладываются основы современной науки и системы образования, готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества обычно выделяются три этапа: раннее Средневековье, классическое Средневековье и позднее Средневековье.

Раннее Средневековье охватывает период с V по ХI в. В этот отрезок времени произошли крупномасштабные изменения в мире. В этот период потерпела крушение рабовладельческая Западная Римская империя. На ее территории германскими племенами формируются новые государства. При этом происходит переход от язычества к христианству под эгидой Римско-католической церкви. Новая религиозная система стала основой цивилизации Запада и сохраняла ее единство, несмотря на различия в темпах развития отдельных стран и областей и их внутреннюю раздробленность.

В раннее Средневековье закладываются основы новых производственных отношений – феодальных, для которых характерно господство крупной земельной собственности, находившейся в руках феодалов и наличие мелких индивидуальных хозяйств непосредственных производителей – крестьян, которых феодалы наделяли основным средством производства – землей. Формой реализации собственности феодала на землю была феодальная рента, которая взималась с крестьян, арендующих землю в отработочном, натуральном или денежном виде.

В период раннего Средневековья западноевропейские народы постепенно осваивают письменность, закладывают основы самобытной культуры.

На этапе классического Средневековья (ХI-ХV вв.) завершается процесс формирования феодальных отношений, все структуры феодального общества достигают наиболее полного развития.

В это время начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия и др.). Складываются основные сословия, появились сословно-представительные органы – парламенты.

Главной отраслью экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, но в этот период активно развиваются города, ставшие средоточием ремесленного производства и торговли. Новые отношения подтачивали устои феодализма, в его недрах постепенно укрепляли свои возможности капиталистические отношения.

В эпоху позднего Средневековья (ХVI-начало ХVII вв.) темпы экономического развития европейских стран возрастают. Во многом это было связано с Великими географическими открытиями, в результате которых начинают складываться колониальные империи, и из вновь открытых земель в Европу – Старый свет – начинают стекаться сокровища, золото и серебро. Все это способствовало росту денежных богатств купцов, предпринимателей и послужило одним из источников первоначального накопления, приведшего к образованию крупных частных капиталов.

В эпоху позднего Средневековья единство католической церкви было расколото движением Реформации. В христианстве возникает новое направление – протестантизм, в наибольшей степени способствовавший становлению буржуазных отношений.

На исходе Средневековья начала складываться общеевропейская культура, в основу которой легла теория гуманизма, новая культура, названная Возрождением.

В период позднего Средневековья оформляется важнейшая идея Запада: активное отношение к жизни, стремление познавать окружающий мир, желание его преобразовывать в интересах человека.

Исторический период Средних веков, или феодализма – один из самых продолжительных периодов в истории Европы, он длился 11-12 столетий.

Феодализм многих европейских народов начался с разложения родоплеменных отношений. Другие народы вступили на путь феодализма, пройдя через рабовладельческий уклад.

Переход к феодализму связан с появлением мелких, средних и крупных землевладельцев, монопольной собственностью которых становится земля. Земля как объект собственности явилась основным условием существования феодализма. Переход к феодализму и становление нового вида собственности – земли, связан с подчинением крестьян землевладельцам.

В своем развитии феодализм проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется новыми явлениями в экономике, политике, государственности, культуре и духовно-религиозной жизни.

Отечественная периодизация феодализма в Западной Европе и в Византии строится на принципе стадиального развития общества. Переход к феодализму произошел в разных странах не одновременно. Раньше других на путь феодализма вступили те народы, которые прошли рабовладельческую стадию. Именно эти страны развивались быстрее и более всесторонне, чем те, которые вступили на путь феодализма, минуя рабовладение, непосредственно от первобытно-общинного строя.

Начало западно-европейского средневековья связано с крушением Западной Римской империи. Верхнюю хронологическую границу историки определяют от XV до XVII в.

История феодализма делится на три больших периода:

1) Раннее средневековье – время формирования феодального способа производства, V-XI вв.

2) Классическое, или развитое средневековье – период развитого феодализма, конец XI-XV вв.

3) Позднее средневековье – период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства, XVI – середина XVII вв.

В период раннего средневековья происходило становление феодальных отношений, образование крупной земельной собственности и подчинение ранее свободных крестьян-общинников феодалам-землевладельцам. Формируются два класса – феодалы-землевладельцы и зависимые от них крестьяне.

Экономика раннего феодализма многоукладна. В ней еще сохраняются элементы рабовладельческого, первобытно-общинного уклада. Наряду с этим формируется принципиально новая феодальная экономическая система.

Города в это время сохранялись как центры торговли в ареале Средиземноморья.

В период раннего феодализма происходит образование варварских королевств в результате переселения народов, обосновавшихся на западноевропейской территории. С образованием первых варварских королевств появляется первая форма феодального государства – раннефеодальная монархия. Социально-экономические условия этого периода определяли характер раннефеодального государства. Оно было, как правило, относительно единым. В пределах этих государств объединялось множество различных этнических общностей, что являлось неизбежным результатом переселения народов. Но уже на этой стадии начинается процесс этнической интеграции и закладывание основы для формирования средневековых народностей в западных королевствах.


В культурной жизни наблюдается упадок, связанный с гибелью Западной Римской империи и распространением язычества. Через определенное стабилизационное время, когда оформятся варварские королевские государства, начнется подъем культуры, культуры новой, оформившейся в результате синтеза двух культур: античной и варварской («Каролингское Возрождение» в IX в. и «Оттоновское Возрождение» в X в.).

В раннее средневековье утверждается христианство как государственная религия. Высшей санкцией всей жизни Западной Европы становится католицизм.

Второй период характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений и расцветом феодализма. Крестьяне в период развитого феодализма попадают в личную и поземельную зависимость от феодалов-землевладельцев.

Феодалы начинают структурироваться в определенную систему иерархического соподчинения, складывается вассально-ленная система.

Феодальную иерархическую лестницу возглавлял король, ниже – социальные слои герцогов, графов, баронов, рыцарей. Внизу феодальной социальной структуры находились крестьяне.

Это иерархическое соподчинение, которое возникает в период развитого феодализма, приводит к распаду раннефеодальной территориальной организации государственной власти и господству феодальной раздробленности. Развитие феодальной экономики, подъем городов и рост товарно-денежных отношений изменили формы феодальной эксплуатации: ослабевает крепостная зависимость крестьян, появляются свободные крестьяне. Изменяется сущность города. Город все больше занимает свое, особое место в феодальном мире. Он становится центром не только торговли, но и ремесла. Появляется свободное городское население. Начинается расцвет городов, городской культуры. Город становится колыбелью Возрождения. Создаются предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации. Этому в немалой степени способствовало также этническое сплочение населения Западной Европы – образование из отдельных племенных общностей феодальных народностей.

С формированием единых государств появляется новая форма феодальной монархии – сословно-представительная. В сословно-представительных монархиях появляются свои представительные органы. Коренным образом изменяется все феодальное общество.

Третий период средневековья характеризуется крайним обострением всех феодальных противоречий. Завершается централизация феодальных государств и переходу к новому типу феодальной монархии – абсолютизму. Классической страной абсолютизма в Западной Европе становится Франция.

Производительные силы в этот период перерастают рамки феодальных производственных отношений и традиционных форм собственности. В недрах феодального общества зарождаются капиталистические отношения. В Нидерландах и Англии происходят первые раннебуржуазные революции.

В духовно-религиозной жизни Западной Европы начинается Реформация и Контрреформация. В области культуры наступает период трагического гуманизма. Средневековье приближается к своему концу и оказывается на пороге Нового времени.