Гены и семь смертных грехов (2018). Константин зорин - гены и семь смертных грехов Мы стали более жестокими


Зорин К. В.

Гены и семь смертных грехов

Благословение Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Центр создан по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Духовник и руководитель Центра - иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор.

На 1–й странице обложки - фрагмент гравюры итальянского художника XVIII в. «Скорбь матери».

Генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни, в результате коего страдают и потомки. Греховная поврежденность человеческой природы побеждается духовным усилием; если же из поколения в поколение порок властвует в жизни потомства с нарастающей силой, сбываются слова Священного Писания: «Ужасен конец неправедного рода» (Прем. 3, 19). И наоборот: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится» (Пс. 111,1–2). Таким образом, исследования в области генетики лишь подтверждают духовные закономерности, много веков назад открытые человечеству в слове Божием.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, глава XII, п. 5.

Приняты Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 г.

В работе над книгой мне очень помогли мои родители В. П. и Е. В. Зорины, брат С. В. Зорин, иеромонах Анатолий (Берестов), протоиерей Леонид Царевский, протоиерей Николай Соколов, иерей Андрей Румянцев, К. О. Сердюк, И. Ю. Третьякова. Я горячо благодарю за вдумчивые редакторские комментарии Н. В. Полубоярова, Т. Е. Сергиенко, Л. Г. Бугрову, О. Г. Рогаченко, Л. А. Сердобинского, Н. В. Сомина, а также сотрудников кафедры медицинской генетики и клинической биохимии МГМСУ, профессора Л. В. Акуленко и ассистента О. М. Захарову. Компьютерный набор книги профессионально сделали И. Д. Сергиенко и В. И. Уличев.

Я сердечно благодарен всем им и многим другим людям за молитвенную поддержку, внимание и ценные замечания при обсуждении текста. Также я глубоко признателен тем читателям, которые прислали отзывы на мои прежде вышедшие книги и которые не сочтут за труд указать на возможные ошибки, упущения или высказать пожелания по усовершенствованию этого издания.

Обдумывая приходящие ко мне письма, я стараюсь отвечать на содержащиеся в них вопросы и просьбы в своих книгах. Поэтому заранее приношу читателям извинения за то, что не консультирую кого–либо на основании полученных писем, не ставлю диагнозов на расстоянии и не высылаю свои книги почтой.

Прошу писать по адресу:

117208, г. Москва,

Зорину Константину Вячеславовичу, до востребования

Постепенное разрушение человеческой души, душевности у наших близких или дальних предков может нам передаваться наследственно и вдруг разразиться болезнью. Но я хочу сказать с совершенной убежденностью: никакую болезнь нельзя приписывать только греховности, своей или своих предков. Разумеется, все неладное, что совершается на земле, происходит от того, что человек первично, в лице Адама и Евы, отпал от единства с Богом. Но говорить о том, что шизофрения, рак или какая–либо другая болезнь непременно связаны с греховностью, нельзя. Бывает, и не так редко, что Господь дает человеку болезнь как путь ко спасению.

Митрополит Антоний Сурожский

На роду написано - можно ли это изменить?

Однажды к замечательному подвижнику нашей эпохи, старцу Паисию Святогорцу пришел взволнованный юноша, который никак не мог совладать с собой. Выяснилось, что один неопытный духовник вместо дельного совета все проблемы и невзгоды юноши «списал» на его злополучные гены. От безысходности молодой человек впал в отчаяние .

Старец Паисий сетовал, что люди иногда мучаются помыслом, будто они обременены тяжелой наследственностью. Вернее, демон приносит им такую мысль, желая устрашить, заморочить голову и без серьезных поводов вывести из строя. «Да хотя бы в человеке действительно было что–то наследственное, - уверял старец, - перед благодатью Божией не может устоять ничего» .

Однако афонский подвижник нисколько не отрицал и не принижал роль генов. «Каждого Бог наделил дарованием, необходимым для того, чтобы получить пользу, - независимо от того, использует человек это дарование во благо или нет, - указывал он. - Если человек использует дарованное ему с пользой, то он достигнет совершенства. Наши недостатки - приобретены ли они от собственной невнимательности либо унаследованы от наших родителей - это тоже наша собственность. Каждый из нас должен совершать соответствующую борьбу для того, чтобы от этих недостатков освободиться (курсив. - К. З.)» .

Зорин К. В.

Гены и семь смертных грехов

Благословение Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Центр создан по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Духовник и руководитель Центра - иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор.

На 1–й странице обложки - фрагмент гравюры итальянского художника XVIII в. «Скорбь матери».


Генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни, в результате коего страдают и потомки. Греховная поврежденность человеческой природы побеждается духовным усилием; если же из поколения в поколение порок властвует в жизни потомства с нарастающей силой, сбываются слова Священного Писания: «Ужасен конец неправедного рода» (Прем. 3, 19). И наоборот: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится» (Пс. 111,1–2). Таким образом, исследования в области генетики лишь подтверждают духовные закономерности, много веков назад открытые человечеству в слове Божием.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, глава XII, п. 5.

Приняты Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 г.

В работе над книгой мне очень помогли мои родители В. П. и Е. В. Зорины, брат С. В. Зорин, иеромонах Анатолий (Берестов), протоиерей Леонид Царевский, протоиерей Николай Соколов, иерей Андрей Румянцев, К. О. Сердюк, И. Ю. Третьякова. Я горячо благодарю за вдумчивые редакторские комментарии Н. В. Полубоярова, Т. Е. Сергиенко, Л. Г. Бугрову, О. Г. Рогаченко, Л. А. Сердобинского, Н. В. Сомина, а также сотрудников кафедры медицинской генетики и клинической биохимии МГМСУ, профессора Л. В. Акуленко и ассистента О. М. Захарову. Компьютерный набор книги профессионально сделали И. Д. Сергиенко и В. И. Уличев.

Я сердечно благодарен всем им и многим другим людям за молитвенную поддержку, внимание и ценные замечания при обсуждении текста. Также я глубоко признателен тем читателям, которые прислали отзывы на мои прежде вышедшие книги и которые не сочтут за труд указать на возможные ошибки, упущения или высказать пожелания по усовершенствованию этого издания.

Обдумывая приходящие ко мне письма, я стараюсь отвечать на содержащиеся в них вопросы и просьбы в своих книгах. Поэтому заранее приношу читателям извинения за то, что не консультирую кого–либо на основании полученных писем, не ставлю диагнозов на расстоянии и не высылаю свои книги почтой.

Прошу писать по адресу:

117208, г. Москва,

Зорину Константину Вячеславовичу, до востребования

Постепенное разрушение человеческой души, душевности у наших близких или дальних предков может нам передаваться наследственно и вдруг разразиться болезнью. Но я хочу сказать с совершенной убежденностью: никакую болезнь нельзя приписывать только греховности, своей или своих предков. Разумеется, все неладное, что совершается на земле, происходит от того, что человек первично, в лице Адама и Евы, отпал от единства с Богом. Но говорить о том, что шизофрения, рак или какая–либо другая болезнь непременно связаны с греховностью, нельзя. Бывает, и не так редко, что Господь дает человеку болезнь как путь ко спасению.

Митрополит Антоний Сурожский

На роду написано - можно ли это изменить?

Однажды к замечательному подвижнику нашей эпохи, старцу Паисию Святогорцу пришел взволнованный юноша, который никак не мог совладать с собой. Выяснилось, что один неопытный духовник вместо дельного совета все проблемы и невзгоды юноши «списал» на его злополучные гены. От безысходности молодой человек впал в отчаяние.

Старец Паисий сетовал, что люди иногда мучаются помыслом, будто они обременены тяжелой наследственностью. Вернее, демон приносит им такую мысль, желая устрашить, заморочить голову и без серьезных поводов вывести из строя. «Да хотя бы в человеке действительно было что–то наследственное, - уверял старец, - перед благодатью Божией не может устоять ничего».

Однако афонский подвижник нисколько не отрицал и не принижал роль генов. «Каждого Бог наделил дарованием, необходимым для того, чтобы получить пользу, - независимо от того, использует человек это дарование во благо или нет, - указывал он. - Если человек использует дарованное ему с пользой, то он достигнет совершенства. Наши недостатки - приобретены ли они от собственной невнимательности либо унаследованы от наших родителей - это тоже наша собственность. Каждый из нас должен совершать соответствующую борьбу для того, чтобы от этих недостатков освободиться (курсив. - К. З.)» .

Как видим, наследственность и духовность нужно рассматривать в единой связи. А такая связь гораздо сложнее и крепче, чем кажется на первый взгляд. Для того, чтобы лучше уяснить ее, надо хорошо понимать закономерности духовной, душевной и телесной природы человека, причины его страданий и способы их врачевания (см. приложение I и III).

Мы не являемся только духовными, только душевными или только физическими существами. По меткому выражению митрополита Антония Сурожского, «полнота человека - не в его духе или его душе, а в его духовно–душевном единстве с телом. В этом отношении наше тело бесконечно более значительно и обладает бесконечно большими возможностями, чем мы обычно думаем».

Поэтому при анализе духовной и психологической сферы человека необходимо учитывать его биологическую сторону, а при изучении функций организма - его психологию и духовность. Кроме того, симптомы болезней нужно уметь отличать от признаков нравственной испорченности.

Не секрет, что мы буквально сотканы из противоречий. Радость и печаль, злоба и нежность, вдохновение и апатия, жажда наживы и укоры совести - всё переплетено в тугой узел. Вспомним, к примеру, царя Иоанна Грозного - жестокого тирана и одновременно смиренного богомольца, при котором Россия одержала громкие победы и перенесла тяжкие потрясения. Кто разберется, что и чем было обусловлено в его личности?

Истоки многих наших жизненных перипетий, болезней и нервных срывов коренятся в сокровенных тайниках духа, в «недрах сердца», в неосознанных поступках, в унаследованных склонностях и приобретенных привычках. Роль генетики здесь не переоценить.

Влияние генов и окружающей среды на поведение людей изучает сравнительно новое научное направление - генетика личности. Собрано множество фактов, в том числе очень интересных и спорных. Их еще предстоит критически проанализировать. Так, в одном из обзоров знаменитого на весь мир журнала «Science» в значительной мере генетически обусловленными считают даже политические предпочтения, музыкальные вкусы и желаемый вид отпуска.

Это, конечно, не означает, что существует некий ген «предпочтения рок–музыки» или ген «отпуска в Альпах». И все же подросток, фанатеющий под тяжелый рок, вряд ли будет столь же ценить старинные церковные песнопения. Равно и степенный профессор, разделяющий консервативные убеждения, не пойдет крушить все подряд после разгромного проигрыша своей любимой футбольной команды.

Вполне понятно: скажется возраст, воспитание, образование, репутация, менталитет, общая культура личности и… генетические предпосылки. Целиком исключать значение последних было бы ошибочно. Ведь уже сейчас доказано, что гены прямо или косвенно воздействуют на ряд наших психических функций и психологических черт. Среди них - степень активности, замкнутости, тревожности, агрессивности, сексуальности. У юноши и человека средних лет эти характеристики, безусловно, различаются.

Нелегко ответить на вопрос, как именно гены, телосложение и вообще развитие организма влияют на особенности психики и личности. Гены могут быть связаны со страстями и смертными грехами посредством физиологии организма - через жизнедеятельность клеток и тканей. Воздействие наследственности зависит от воли Божией, козней демонов, природной среды, социального окружения, воспитания и, разумеется, от личных усилий человека. Дело не в том, что генетические факторы сами по себе маловажны или не имеют самостоятельного значения. Дело в том, что наше поведение и благополучие, состояние здоровья и внутреннего мира определяются не одной генетикой. Гены - это фундамент организма. На нем, сообразуясь с замыслом Творца или игнорируя его, человек сам формирует свою личность. А на зыбкой почве строить нелепо и опасно…

Итак, посмотрим на взаимоотношения наследственности и духовности в свете православного вероучения и достижений современной науки.

Этот стали считать общепринятым только с XIII века, когда крупнейший христианский теолог Фома Аквинский слегка его переписал. Причем конкретные пороки были выделены из всех прочих не потому, что они самые тяжкие, а потому, что они неизбежно влекут за собой другие грехи, которые уже исчисляются десятками.

Еще одно заблуждение: многие путают смертные грехи с десятью заповедями, данными Богом Моисею. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше. Так, например, понятия и относятся к заповедям, отступление от которых карается на небесах как смертные грехи. А те семь пороков, о которых мы поговорим сегодня, одолевают в течение жизни каждого человека. И в принципе при желании от них можно избавиться и в итоге попасть в Царствие Небесное.

Но действительно ли возможно ни разу не поддаться этим искушениям? Испанский биолог Джон Медина в своей книге считает, что сопротивляться грехам бесполезно, потому что в наших проступках ощущаются отголоски животных инстинктов, которые и по сей день живут в человеческом сознании.

1. Лень (уныние, апатия, безделье)

Как можно с биологической точки зрения объяснить лень ? По мнению Медины, . И именно этот внутренний составляет нам расписание, по которому должен жить наш организм. А сама программа, включающая и выключающая, записана в генах. Поэтому они - гены - и несут всю ответственность за наше нежелание работать, праздность или уныние.

Да и вообще без лени долго не проживешь. Людям просто необходимо время от времени баловать себя бездельем, чтобы. Каждый из нас может вспомнить случаи, когда плодотворные идеи и решения приходили в наши головы в те моменты, когда мы полностью отрешались от напряженной работы по их поиску.

Более того, социологические исследования немецкого профессора Питера Акста показали, что лентяи и бездельники часто живут дольше и работают, когда захотят, лучше. Многие из них даже становятся гениями.

Те, кто умеет бездельничать по-настоящему, многого достигают - считает кандидат психологических наук Алексей МИРОНОВ.

Вспомните Илью Муромца: 33 года провалялся на печи, а потом встал и совершил много подвигов. А если перегружаться, то можно и умереть. Джек Лондон, например, напряженно работая сутки напролет, написал много бессмертных произведений, но сам скончался в первом же за свою 40-летнюю жизнь отпуске. Сгорел как свечка, потому что не осталось жизненных сил.

ИТОГ: в именно лень позволяет неторопливо обдумать важные решения и сохранить жизненные силы для грядущих свершений.

2. Чревоугодие (обжорство)

Голод, по убеждению ученого, является ощущением, . А к греховному поглощению яств нас подталкивают. Лептин отвечает за аппетит человека и находится в постоянном контакте с одним из отделов головного мозга - гипоталамусом. Эта зона нашего серого вещества действует в качестве сигнальной сирены и незамедлительно извещает нас, как только организму не хватает энергии и необходимо подкрепиться. Что-то вроде условного сигнала Павлова для людей.

ИТОГ: обжорство не приносит существенного вреда никому, кроме самого любителя поесть.

3. Гнев (месть, ярость)

Лучшим генетическим объяснением этого греха являются эксперименты с близнецами, проведенные учеными-биологами. Обнаружено: если один из братьев злобен, то с высокой степенью вероятности можно утверждать, что и другой тоже будет агрессивным. Значит, гнев - в генах. Более того, изначально заложен. У одних в большей, у других в меньшей степени. . Зачем? В первобытном обществе такого вопроса и не возникло бы. Только помогала выжить в жесткой конкурентной борьбе. Со временем у людей развились области мозга - его передние отделы, отвечающие за подавление агрессии и контроль таких эмоций, как гнев и ярость. Но не настолько, чтобы совсем их подавить.

ИТОГ: природа неспроста оставила нам способность гневаться и злиться. , как правило, проигрывают и никогда не становятся лидерами. Впадать в ярость иногда полезно, хотя бы для защиты собственных интересов.

4. Алчность (жадность, скупость)

С психологической же точки зрения жадность - это навязчивая, но естественная борьба за право собственности, когда это право у тебя отнимают. Никому не удалось выделить конкретный отдел головного мозга, непосредственно отвечающий за жадность. А гены, определяющие два фактора, лежащие в основе этого греха, - страх и беспокойство, были выявлены. Доктор Медина указывает на.

А последние эксперименты исследователей из Нью-Йоркского университета не только подтвердили предположение испанского ученого, но и уточнили местонахождение. Они выяснили, какой участок человеческого мозга возбуждается в предчувствии денежного вознаграждения. Наблюдая за мозговой деятельностью добровольцев, участвовавших в реальной компьютерной игре на деньги в лабораторных условиях, исследователи заметили: при появлении признаков выигрыша усиливается приток обогащенной кислородом крови к участку под названием. Когда игроку грозил проигрыш, такого явления не наблюдалось.

ИТОГ: нет ничего плохого в том, что ты не хочешь ни с кем делиться всем своим нажитым и заработанным.

5. Зависть (ревность)

Зависть и подобные ей переживания, как правило, не вызывают никаких активных действий. Это чувства. Опасно, когда они переходят в агрессивную стадию.

Зависть возникла в ходе эволюции как биологически необходимая реакция нашего сознания на различия между отдельными людьми в степени их эволюционной, - говорит старший научный сотрудник Центра генетических исследований Ирина ЮРЬЕВА.

Ведь в зависти есть элемент мотивации: ты завидуешь, и это толкает тебя на новые свершения, новые достижения. А ревность позволяет отстоять свое право на объект любви или добиться его.

ИТОГ: нет ничего порочащего в желании переплюнуть своих конкурентов - не важно, бизнес это или личная жизнь. И если без зависти ты бы и с места не сдвинулся, то, завидуя, ты горы готов свернуть.

6. Высокомерие (гордыня, гордость)

Библейский грех высокомерия - доказательство типичного чувства неполноценности человека. Доктор Медина отмечает, что. А корень этого греха кроется в одном из генов, названном CaM-kII. Он, по мнению ученого, возбуждает наши амбиции и надменность.

Кроме того, психологи утверждают, что гордость и чувство собственного достоинства являются важнейшими составляющими ощущения того, что человек проживает счастливую и успешную жизнь.

ИТОГ: люди, которые себя очень любят и чтят, очень безобидны по своей природе, а в некоторых случаях даже очень щедры. Они могут дать в долг большую сумму денег и долго будут гордиться своим барским поступком.

Нет ничего слаще самого греха - сладострастия.

7. Похоть (сладострастие, блуд, распутство)

Ну что зловредного в соитии двух тел, нашедших друг друга среди шести миллиардов? Как минимум это может доставить удовольствие, как максимум - стать причиной рождения еще одного землянина. По утверждению Медины, причины греха, связанного с сексуальной активностью, кроются в.

Действительно, еще в конце ХХ века ученые точно установили, что интимная жизнь буквально пропитана особыми химическими реактивами. Вещество допамин рождает сексуальные фантазии. Серотонин заставляет людей испытывать сладостное томление в предвкушении интимной близости, во время и после нее. Гормон альфа-меланоцит, который вырабатывается гипофизом, возбуждает половые органы. Гормон окситоцин вызывает у партнеров непреодолимое желание ласкать друг друга и доводит до упоительных судорог при оргазме. Гормон эстроген, который вырабатывается яичниками у женщин, вызывает влечение. И, наконец, гормон тестостерон, без которого соитие было бы невозможно. У мужчин он вырабатывается в яичках, а у женщин - в яичниках. Настоящая биохимическая лаборатория внутри каждого из нас! И закрыть ее невозможно, как не остановить движение планет вокруг Солнца.

ИТОГ: в нас присутствует здоровый инстинкт передавать свои гены следующему поколению. Можно ли после этого считать похоть грехом?

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Психолог, руководитель НИЦ
Андрей ГОРЮНОВ: Не стыдиться подлости?

Как удобно, не правда ли, подличай, унижай, оскорбляй, обворовывай людей и объясняй, что это просто химические реакции. Прекрасный труд для любого негодяя в мире написал Джон Медина. Каждый человек в мире делает сам очень простой выбор: прославлять свои животные инстинкты или стыдиться их.

Мы стали более жестокими?

Несмотря на то, что ученые оправдали все семь грехов, все-таки хочется знать: какой же из пороков самый-самый плохой? Оказалось, гнев, влекущий за собой жестокость. Это показало недавнее исследование, проведенное по заказу телекомпании ВВС. Пять тысяч опрошенных британцев сошлись в одном мнении: прежняя концепция семи смертных грехов безнадежно устарела. Опрос показал, что жестокость регулярно проявляют почти 80 процентов опрошенных. Чревоугодничают, завидуют и гордятся сверх меры - две трети. А половина - похотливы, ленивы и алчны.

Также в результате опроса был составлен новый список грехов. Из старого в него вошло только сладострастие и то под видом прелюбодеяния. (Хотя в ходе дискуссии ведущий британский философ профессор Саймон Блэкбурн предлагал вычеркнуть сладострастие, считая его добродетелью, способствующей продолжению жизни.) Далее следуют фанатизм, нечестность,

"El Mundo", Испания
Альберто Рохас

Спускавшийся в ад Данте Алигьери (Dante Alighieri) рассказал в своей «Божественной комедии» о семи смертных грехах, от которых берут свое начало все остальные прегрешения. Грешники были распределены по семи кругам: на каждый круг ада приходилось по одному греху. Сегодня же, через семьсот лет после написания этого шедевра, биолог Джон Медина (John Medina) размышляет в своей книге «Ген и семь смертных грехов» (издательство «Acento») не являются ли на самом деле эти самые грехи «простыми химическими реакциями, если информацию, зафиксированную в генах, вообще можно считать виной». В наших проступках ощущаются отголоски животных инстинктов, которые и по сей день живут в человеческом сознании. Тем не менее, Медина утверждает, что все вместе и каждый из наших недостатков в отдельности являются чертами исключительно человеческого характера, точно так же как и смех.

Но где же лежат истоки этих чувств присущих природе человека? Можем ли мы поступать вопреки приказам, которые нам отдает мозг? Автор книги «Ген и семь смертных грехов» возвращается в ад, описанный Данте, чтобы пройти все семь кругов и, с точки зрения биолога, оправдать каждую из моделей поведения.

По утверждению Медины, причины греха, связанного с сексуальной активностью, кроются в «четырех физиологических системах 11 отделов мозга, в действии почти тридцати различных биохимических механизмов и более сотни специальных генов, отвечающих за этот процесс». Кроме того, ученый говорит о присутствующем в нас «чувстве энтузиазма - здоровом и инстинктивном - передавать гены следующему поколению». Можно ли после этого считать похоть грехом?

2. Чревоугодие

Голод является ощущением, «появляющимся у нас, когда человеческий организм начинает испытывать недостаток энергии». А к греховному поглощению яств нас подталкивают «находящиеся в носу и на языке вкусовые рецепторы и гормон лептин». Лептин отвечает за аппетит человека и находится в постоянном контакте с одним из отделов головного мозга - гипоталамусом. Эта зона нашего серого вещества действует в качестве сигнальной сирены и незамедлительно извещает нас, как только организму не хватает энергии и необходимо подкрепиться. Что-то вроде условного сигнала Павлова для людей.

3. Алчность

Никому не удалось выделить конкретный отдел головного мозга, непосредственно отвечающий за жадность. А гены, определяющие два фактора, лежащие в основе этого греха - страх и беспокойство - были выявлены. Медина указывает на «пять основных отделов головного мозга, отвечающих за появление этих чувств: таламус, амигдала, гиппокамп, кора головного мозга и миндалевидное тело».

4. Лень или уныние

Как можно с биологической точки зрения объяснить лень? Каким образом чередуются периоды сна и бодрствования человека? По мнению Медины, «у каждого человека есть что-то вроде сознания-будильника, работающего как часы и посылающего нам сигналы из мозга». Расписание, по которому должен жить наш организм, записано в генах, и лишь они несут ответственность за нашу небрежность или несвоевременно выполненную работу.

Лучшим доказательством для генетического объяснения этого греха являются эксперименты с близнецами, проведенные учеными-биологами. По словам Медины, «если один из братьев - преступник, то, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что другой тоже может переступить черту закона». Как это принято говорить, есть люди, у которых такое поведение - в крови. «Существует своеобразная неврологическая трасса, связывающая амигдалу с гипоталамусом и отвечающая за направление импульсов в другие части головного мозга, для передачи в них информации об агрессивном поведении», - поясняет Медина.

6. Зависть

Зависть и подобные ей переживания «являются следствием проблемы биологического порядка. И, возможно, истоки этой проблемы можно найти в головном мозге человека», - говорит ученый-биолог. Ответ на такой вопрос дает один из человеческих генов: «Именно он несет ответственность за изменение эталонов сна, веса; за то, что человек не в состоянии вспомнить некоторые вещи, он же отвечает за потерю энергии и изменениях либидо-». Такие симптомы могут передаваться по наследству.

7. Высокомерие

Библейский грех высокомерия - доказательство типичного чувства неполноценности человека. Ученый-биолог отмечает, что «этот недостаток зависит от нашей способности к обучению, нашей способности запоминать и, прежде всего, от нашего эго». В чем кроются причины человеческой гордыни? К примеру, один из генов, названный CaM-kII вкупе с атомами кальция возбуждает наши амбиции и надменность.

Зорин К. В.

Гены и семь смертных грехов

Благословение Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Центр создан по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Духовник и руководитель Центра - иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор.

На 1–й странице обложки - фрагмент гравюры итальянского художника XVIII в. «Скорбь матери».

Генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни, в результате коего страдают и потомки. Греховная поврежденность человеческой природы побеждается духовным усилием; если же из поколения в поколение порок властвует в жизни потомства с нарастающей силой, сбываются слова Священного Писания: «Ужасен конец неправедного рода» (Прем. 3, 19). И наоборот: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится» (Пс. 111,1–2). Таким образом, исследования в области генетики лишь подтверждают духовные закономерности, много веков назад открытые человечеству в слове Божием.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, глава XII, п. 5.

Приняты Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 г.

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Перечень наиболее распространенных грехов с объяснением их духовного смысла автора Автор неизвестен

Из книги Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова автора (Таушев) Аверкий

Перечень смертных грехов 1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему; словом, гордость до самообожания.2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

Глава пятнадцатая. ЧЕТВЕРТОЕ ВИДЕНИЕ: СЕМЬ АНГЕЛОВ, ИМЕЮЩИХ СЕМЬ ПОСЛЕДНИХ ЯЗВ Этою главою начинается последнее, четвертое видение, обнимающее собою восемь последних глав Апокалипсиса (15-22-ю гл.). Св. Иоанн увидел "как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Глава шестнадцатая. СЕМЬ АНГЕЛОВ, ИЗЛИВАЮЩИХ СЕМЬ ЧАШ ГНЕВА БОЖИЯ НА ЗЕМЛЮ В этой главе изображается суд Божий над врагами Церкви под эмблемой семи фиалов, или семи чаш гнева Божия, изливаемых семью Ангелами. Эмблема этих казней взята с казней, поражавших древний Египет,

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Современная концепция семи смертных грехов Согласно последним исследованиям, в основе любого человеческого порока лежат происходящие в организме химические реакции. Мы не будем еще раз приводить список известных смертных грехов, однако стоит заметить, что он появился

Из книги Собрание сочинений. Том IV автора Задонский Тихон

Описание смертных грехов В этом разделе нашей книги мы самым подробным образом рассмотрим каждый из семи смертных грехов и познакомимся с мнением Церкви об этих (по выражению Медины) «химических процессах». До сего момента мы всем грехам давали очень краткие

Из книги Бог и мозг [Научное объяснение Бога, религиозности и духовности] автора Альпер Мэтью

Семь смертных грехов и десять заповедей В православии насчитывается семь смертных грехов, о которых мы уже говорили в этой главе. Католики не так давно прибавили к этому списку еще семь, не менее тяжких. Однако православные христиане продолжают придерживаться старых

Из книги Семь смертных грехов и семь добродетелей автора Кожевников Александр Юрьевич

25. И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону. 26. Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один; 27. и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных

Из книги Страшный Суд. Апокалипсис наших дней автора Головачёв Сергей

Грехи (семь смертных) (Sins, Seven Deadly). На раннем этапе своего существования Церковь испытывала сильное влияние греческой мысли. Поскольку для той характерна тенденция рассматривать грех как неизбежный изъян в человеческой природе, Церковь также сочла необходимым различать

Из книги Как Ангелы-Хранители направляют нас в нашей жизни. Ответы Небесных Ангелов на самые важные вопросы автора Панова Любовь

Глава 5. О том, что христианин должен беречься от смертных грехов, которые против совести бывают и уязвляют ее Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя

Из книги автора

7. «Духовная» функция, или А при чем здесь гены? «Все когда-либо существовавшие цивилизации человечества уходили корнями в религию и поиски Бога». Ивар Лисснер{13} Каждое поколение каждой человеческой культуры, какой бы изолированной она ни была, обладает способностью

Из книги автора

Семь смертных грехов

Из книги автора

9. Семь смертных добродетелей – Где же твой барыга? – спросил О`Димон, откровенно заскучав.Димон-А неуверенно ответил:– Мы договорились на двенадцать.– А сейчас сколько?Димон-А глянул на часы.– Без пяти.Внимание О`Димона привлёк странный рисунок на подпорной

Из книги автора

Семь грехов Грех убийства Самый страшный грех на Небесах – это убийство. Убийство бывает двух видов: можно убить душу, а можно убить тело. Но и то и другое считается самым тяжким преступлением. Неважно, убита душа или тело – прерывается путь, по которому должен идти